Послушание Иисуса и наше послушание

1. Иисус – идеал послушания.

2. Плоды послушания.

3. Послушание и свобода. Послушание ради любви.

49.1 После всего происшедшего в Иерусалимском храме, Иисус вместе с Марией и Иосифом вернулся в Галилею. И Он пошел с ними; и пришел в Назарет; и был в повиновении у них[794]. По вдохновению Святого Духа этот факт упомянут в Евангелии. Такие подробности могла сообщить евангелисту Луке только сама Дева Мария, которая была постоянной свидетельницей тихого послушания своего Сына. Собственно, о детских годах Иисуса сообщается лишь то, что Он был послушен родителям. Христос, Которому послушна вся вселенная, – пишет блаженный Августин, – был послушен Своим родителям[795]. Из послушания небесному Отцу Иисус подчинился тем, кому надлежало Послушание Иисуса и наше послушание властвовать в Его земной жизни – прежде всего, Своему земному отцу и Своей земной Матери.

Богородица, наверное, часто задумывалась о послушании Иисуса, таком деликатном, а одновременно – простом и естественном. Евангелист Лука свидетельствует: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем[796].

Вся жизнь Иисуса была актом послушания воле Отца: Я всегда делаю то, что Ему угодно[797]. В другой раз Он прямо скажет Своим ученикам: Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его[798].

Пища дает энергию для жизни. Иисус хочет сказать, что послушание воле Отца – выраженное в многообразных формах – должно стать нашей пищей и Послушание Иисуса и наше послушание смыслом нашей жизни. Без послушания не может быть и речи о духовном совершенствовании; послушание не только не уменьшает достоинства человеческой личности, но и приводит ее к полной зрелости, расширяя свободу сынов Божиих[799].

Нет такой ситуации в нашей жизни, которая была бы безразлична Богу. Он ежеминутно ожидает от нас ответа, который послужил бы Его славе и нашему личному счастью. Мы счастливы, если мы послушны, поскольку в этом случае мы творим то, что от нас хочет Бог, хотя бы это и стоило нам немалых усилий.

Воля Божия находит свое выражение в заповедях, в учении Церкви, в событиях, а также в советах людей Послушание Иисуса и наше послушание, которых мы обязаны слушаться.

49.2 Послушание – это добродетель, которая делает нас угодными Богу.

Священное Писание рассказывает нам о непослушании Саула приказу, полученному от Яхве. Несмотря на его победу над амаликитянами и богатые жертвоприношения Господу, Бог не был доволен царем и устами Своего пророка Самуила возвестил ему: Послушание лучше жертвы[800]. Святой Григорий Великий дает следующий комментарий: Послушание справедливо ценится больше жертвоприношений, поскольку посредством послушания приносится в жертву собственная свобода[801]. Именно через послушание мы свидетельствуем о своей преданности Господу. На страницах Евангелия нам дан пример послушания Пресвятой Девы, которая называет Себя Рабой Господней[802], подчеркивая тем самым Свою готовность творить волю Божию. Послушанием Послушание Иисуса и наше послушание отличается и святой Иосиф, тотчас исполняющий все повеления Господа. Готовность немедленно исполнить повеления Божии – это отличительная черта подлинного послушания.

Несмотря на все свои слабости, умели быть послушными и апостолы. Из послушания Господу они закинули сеть по правую сторону лодки[803] и поймали множество рыбы. Послушание, готовность положиться на слово Господне творят чудеса.



Послушание – источник великого множества благодатных даров. Десять прокаженных исцелилось, проявив послушание Иисусу, повелевшему им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились, – добавляет евангелист[804]. То же произошло и со слепым от рождения, глаза которого Господь помазал “брением из плюновения” и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что Послушание Иисуса и наше послушание значит: “посланный”. Он пошел, и умылся, и пришел зрячим[805].

Какой пример непоколебимой веры демонстрирует нам этот слепец! Веры живой, действенной. Ведешь ли ты себя так же, следуешь ли заветам Господа, когда душа твоя, устав от забот, погружается во мрак и ты слепнешь? Стоило только смочить глаза самой обычной влагой – и они стали видеть... Но что за сила может быть в этой влаге? Ведь это не лекарство, не чудодейственная мазь, приготовленная в лаборатории какого-нибудь ученого-алхимика. И все же слепой уверовал. Он выполняет веление Бога и возвращается прозревшим[806]. Мы также можем получить прозрение, если будем послушны тем людям, которых Господь Послушание Иисуса и наше послушание поставил на нашем жизненном пути, дабы они нами руководили и нас исцеляли. В Книге Деяний Апостолов мы читаем, что Бог дает Духа Святого повинующимся Ему[807].

В Евангелии мы встречаем много примеров послушания. Это – послушание слуг в Кане Галилейской, послушание Вифлеемских пастухов, послушание волхвов с Востока… И все они получили обильные дары благодати.

Послушание способствует тому, что дела, которые мы совершили, и страдания, которые мы претерпели, становятся нашими заслугами. Даже если сами по себе они выглядят бессмысленными, на самом деле они весьма плодотворны. Одно из величайших чудес, совершенных Господом, это как раз превращение самого бесполезного дела – страданий – в дело самое Послушание Иисуса и наше послушание плодотворное. Господь прославил страдание послушанием и любовью. Послушание велико и героично, если ради послушания некто готов принять смерть и позор[808].

49.3 Христос… положил начало Царству Небесному на земле, открыл нам тайну Отца и Своим послушанием совершил искупление[809]. Апостол Павел говорит о Христе, что Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной[810]. Послушание Иисуса достигает своей кульминации в Гефсиманском саду, в том акте самоотречения, в котором Иисус взял на Себя бремя всех наших грехов и таким образом искупил нас: Отче, – говорит Он, – не чего Я хочу, а чего Ты[811]. Нас не должен удивлять тот факт, что Послушание Иисуса и наше послушание послушание сопряжено с крестом. Послушание ради любви Божией требует от нас очень глубокого самоотречения. Однако Иисус помогает нам. Если мы проявляем послушание, Он делает наш путь более легким. Святая Тереза Авильская говорит: Однажды Господь сказал мне, что у меня нет подлинного послушания, если я не готова страдать; если же я буду помнить, как Он страдал, все станет для меня легким[812].

Христос послушен во имя любви. Таким и должно быть христианское послушание: послушание Богу и Его заповедям, послушание Церкви, послушание родителям. Следует быть послушным учению Церкви и ее конкретным указаниям. Послушание должно проникать собой всю нашу душу. Необходимо отметить, что наше послушание Послушание Иисуса и наше послушание Богу всегда проявляется посредством послушания нашим наставникам и руководителям. Господь желает иметь дело не с нерадивыми слугами, а с детьми, стремящимися исполнять Его волю.

Послушание, всегда связанное с подчинением и самоотречением, не означает отсутствия свободы или недостатка зрелости. Иные узы порабощают, а иные – освобождают. Веревка, связывающая альпиниста с его товарищами, не мешает свободе его движений, но обеспечивает безопасность и предохраняет от падения в пропасть. Сухожилия, связывающие наши члены, не делают их неподвижными, но доставляют телу упругость, гибкость и силу.

Неупорядоченные эмоции, эгоизм и своеволие угрожают подлинной свободе. Преодолеть эти угрозы и призвано послушание. Таким образом, послушание способствует развитию Послушание Иисуса и наше послушание личности и приумножению ее духовного богатства.

Послушание обеспечивает правильное воспитание характера и приносит душевный мир. Само же послушание – это плод самоотречения и посвящения своей воли ради служения высшему благу. Служить Богу в послушании – значит стать подлинно свободным: Deo servire, regnare est – служить Богу значит царствовать…

Всемогущий Боже, соделай, чтобы мы были послушны Христу, Царю вселенной, в радости, и удостоились вечно пребывать с Ним в Царстве Небесном[813].

Если же мы будем пребывать вблизи Пресвятой Девы Марии, мы сможем быстрее научиться последовательному, плодотворному и радостному послушанию. Будем учиться, следуя примеру Ее послушания, в котором гармонично сочетаются покорность и господство. В Послушание Иисуса и наше послушание поведении Марии нет ничего общего с теми неразумными девами, которые хотя и слушаются, но сами не думают. Дева Мария слушает со вниманием то, чего желает Бог. Она обдумывает то, что не ясно, спрашивает о том, чего не знает. А потом всецело предает Себя в руки Божии: ”се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему” [814].


Рождественское Время

12 января


documentarmaoqr.html
documentarmawaz.html
documentarmbdlh.html
documentarmbkvp.html
documentarmbsfx.html
Документ Послушание Иисуса и наше послушание